Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

17 марта – день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане (475)

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Мар 16,2024

В шести километрах от Мёртвого моря на западном берегу реки Иордан расположился мужской монастырь Герасима Иорданского. Он был основан самим преподобным в V веке и поныне являет собой оплот христианской веры, ежегодно принимая многочисленных паломников. Кто же такой Герасим Иорданский и почему его чтут в православном и католическом мире?

Иорданская пустыня вообще занимает особое место в истории христианства. Именно в этой пустыне сорок дней постился Иисус Христос и подвизалось множество святых. Один из них – Герасим из Ликии, прозванный Иорданским. Сказания повествуют, что сызмальства он питал большую любовь к Богу, а когда достиг совершеннолетия, принял монашество.

Постоянно воспитывая в себе стойкость плоти, святой Герасим и сам не заметил как впал в грех монофизитства (учение, отрицающее человеческую природу Христа и признающее лишь Его божественную суть). Однако Господь вразумил подвижника, сделав так, что его жизненный путь пересекся с преподобным Евфимием Великим. Этот благочестивый муж удалился в пустыню, когда по земле палестинской начала расползаться ересь лжеучения. Слушая его речи, Герасим духовно прозрел и в свою очередь возжелал отшельничества.

Удалившись в Египет, в Фивадийскую пустыню, он принял путь строгой аскезы, не взирая на то, что семья его была весьма богата и почитаема. Какое-то время он оставался в родных краях, но затем совершил паломничество по святым местам Палестины, окончательно осев в Иорданской пустыне, вблизи того места где одноименная река впадает в Мёртвое море.

Монастырь, основанный прп. Герасимом в V веке

Здесь в 455 году Герасим основал Лавру – небольшой еще пока монастырь, включающий в себя около 70 насельников. Иноческая братия вела суровый образ жизни: пять дней в неделю пустынники питались лишь хлебом и смоченными в воде кореньями. Кельями им служили пещеры естественного происхождения, которые они покидали только для богослужений. В остальное время занимались рукоделием: плетением корзин из ветвей финиковой пальмы либо возносили Всевышнему немые мольбы.

В субботу и воскресенье монахи собирались в храме на Божественной литургии для принятия Таинства Евхаристии. Только после этого им разрешалось вкушать вареную пищу и даже пить вино. Но уже во второй половине воскресного дня пустынножители возвращались к привычному циклу недели, затворяясь у себя в кельях для молитвы.

Из трудов святителя Дмитрия Ростовского известно, что некоторые насельники просили своего духовного кормчего позволить хоть иногда согревать воды для бытовых нужд или возжигать свечи по ночам посреди недели. Но Герасим был непреклонен: «Если хотите иметь огонь в пустыне, то приходите в монастырь с вновь поступающими: я, пока жив, никогда не попущу, чтобы у пустынножителей был огонь!».

Здесь стоит оговориться: новички жили у Герасима в помещениях общежитского типа, а прошедшим искус настоятель выделял кельи в пустыне.

Из всего имущества братия имела только ветхую одежду на плечах, немного хлеба и кувшин чистой воды. Спали все на грубых рогожах, а отлучаясь из кельи, не затворяли двери, дабы любой вошедший мог воспользоваться этим нехитрым скарбом.

Герасим подавал всем пример подвижничества, доведя свою аскезу до того, что вообще ничего не ел во время Великого поста, ежегодно повторяя подвиг Христа.

Однажды во время своих прогулок по пустыне преподобный повстречал раненого льва. В лапе зверя торчала уже начинающая загнивать заноза. Лев печально посмотрел на Герасима, словно прося о помощи. Аскет извлек занозу, промыл рану и перебинтовал лапу животного. С тех пор лев, словно послушный ягненок, ходил по пятам за старцем.

Настоятель обители решил пристроить своего подопечного к делу: поручил охранять осла-водовоза. Однажды, когда ослик пасся на берегу реки, лев, истомленный жарой, вздремнул на пригорке. В это время мимо проходил торговый караван. Купец позарился на беспризорного осла и забрал его с собой. Проснувшись, лев долго искал осла, но тщетно.

Понуро он приплелся в обитель и предстал пред очами старца, покаянно свесив голову. Герасим подумал, что лев сожрал осла и, прогневавшись, наложил на питомца своеобразную епитимью. Отныне лев должен был выполнять обязанности осла: возить воду в обитель из реки Иордан.

Так продолжалось до тех пор, пока к инокам не пришел для покаяния один человек из воинского сословия. Увидев необычного водоношу, человек сжалился над зверем и дал монахам денег на покупку нового осла. Так лев был избавлен от обязанностей вьючного животного.

Вскоре нашлась и пропажа. Купец, укравший осла, возвращался из Иерусалима в Аравию тем же путем – вдоль реки Иордан. Лев, бродивший поблизости, узнал монастырскую собственность и с ревом кинулся к каравану. Испуганные торговцы разбежались, а лев, схватив пастью узду, привел осла домой. А вместе с ослом пришли и связанные с ним верблюды, груженные пшеницей. Увидев сию картину, старец и прочие монахи поняли, что лев их был не причастен к исчезновению животного.

Более пяти лет лев провел в обители, то приходя, то уходя. Раз, вернувшись из своей очередной вылазки лев, не застал старца в живых. Видя как зверь мечется возле келии настоятеля, монахи отвели льва к месту погребения. Один из иноков пал на колени перед могилой и залился слезами.

Тогда лев стал биться головой о пол и страшно реветь. Он понял где его любимый хозяин. Лев отказывался уходить от гробницы старца, не ел и не пил и вскоре тоже испустил дух.

Всегда сопровождая Герасима при жизни, он и по смерти обрел место рядом с ним – последователи старца закопали тело льва рядом с усыпальницей.

Монастырь св. прп. Герасима Иорданского

(по материалам сайта pravoslavie.wiki)

 


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.