Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

3 мая — память мученической кончины младенца Гавриила Белостокского

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Май 3,2023

Свя­той му­че­ник мла­де­нец Гав­ри­ил Бе­ло­сток­ский (За­блу­дов­ский, Слуц­кий) ро­дил­ся 22 мар­та 1684 го­да в се­ле Звер­ки За­блу­дов­ско­го при­хо­да Бе­ло­сток­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии. Был он сы­ном бла­го­че­сти­вых кре­стьян Пет­ра и Ана­ста­сии Го­в­дель. Кре­сти­ли его с име­нем свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла в хра­ме то­гдаш­не­го Свя­то-Успен­ско­го За­блу­дов­ско­го мо­на­сты­ря, од­ной из немно­гих оби­те­лей в этой ча­сти Ре­чи Поспо­ли­той, со­хра­нив­шей в то вре­мя вер­ность пра­во­сла­вию.

Мла­де­нец Гав­ри­ил от­ли­чал­ся от дру­гих де­тей необыч­ны­ми для его воз­рас­та ка­че­ства­ми ду­ши. Он рос ре­бен­ком крот­ким и незло­би­вым. В нем бы­ла за­мет­на склон­ность к мо­лит­ве и уеди­не­нию, чем к дет­ским уве­се­ле­ни­ям и иг­рам. Его ро­ди­те­ли, несмот­ря на при­тес­не­ния, ко­то­рым под­вер­га­лись то­гда пра­во­слав­ные Ре­чи Поспо­ли­той, не же­лав­шие при­ни­мать Брест­скую унию, свя­то хра­ни­ли пра­во­слав­ную ве­ру. Боль­шое вли­я­ние на свя­то­го мла­ден­ца Гав­ри­и­ла ока­зы­ва­ла бли­зость мо­на­сты­ря, в ко­то­ром во вре­мя бо­го­слу­же­ний он ду­хов­но со­зрел, учил­ся мо­лит­ве и по­зна­вал Бо­га.

В 1690 го­ду се­мью Го­в­дель по­стиг­ло ве­ли­кое го­ре. Невин­ный маль­чик стал жерт­вой изу­вер­ства. 11 ап­ре­ля, ко­гда мать ше­сти­лет­не­го Гав­ри­и­ла по­нес­ла му­жу обед в по­ле, в дом за­брал­ся арен­да­тор де­рев­ни Шут­ко. Он при­лас­кал ди­тя и тай­но увез его в Бе­ло­сток, где мла­ден­ца пре­да­ли му­че­ни­ям. Сна­ча­ла его по­са­ди­ли в под­вал, где при по­мо­щи ост­рых ору­дий про­ткну­ли ему бок для вы­пус­ка­ния кро­ви. По­сле это­го му­че­ник был рас­пят на кре­сте, уста­нов­лен­ном в ко­ры­те, и ис­ко­лот ост­ры­ми ору­ди­я­ми для вы­пус­ка­ния остат­ков кро­ви. На де­вя­тый день ре­бе­нок скон­чал­ся.

Па­ла­чи тай­но вы­вез­ли без­ды­хан­ное те­ло в по­ле и бро­си­ли у опуш­ки ле­са вбли­зи се­ла Звер­ки. При­бли­жал­ся празд­ник Свя­той Пас­хи. К те­лу при­бе­га­ли го­лод­ные со­ба­ки, над ним кру­жи­лись хищ­ные пти­цы, но со­ба­ки не толь­ко не рас­тер­за­ли его, но да­же охра­ня­ли те­ло от птиц. На до­но­сив­ший­ся лай со­шлись жи­те­ли се­ла и об­на­ру­жи­ли жерт­ву изу­вер­ства. Изу­ве­ры бы­ли най­де­ны и на­ка­за­ны, а в ме­му­а­рах го­род­ско­го За­блу­дов­ско­го прав­ле­ния остав­ле­на со­от­вет­ству­ю­щая за­пись.

При сте­че­нии на­ро­да, глу­бо­ко взвол­но­ван­но­го по­доб­ным звер­ством, те­ло за­му­чен­но­го мла­ден­ца Гав­ри­и­ла бы­ло пре­да­но зем­ле близ клад­би­щен­ско­го хра­ма в Звер­ках, где и про­бы­ло око­ло 30 лет.

В на­ча­ле ХVIII ве­ка по всей тер­ри­то­рии Бе­ло­сток­ско­го уез­да про­шел мор. Лю­дей ед­ва успе­ва­ли хо­ро­нить. В се­ле Звер­ки умер­ших де­тей ста­ра­лись хо­ро­нить по­бли­же к мо­ги­ле мла­ден­ца Гав­ри­и­ла, чув­ствуя необыч­ную бла­го­дать это­го ме­ста. Од­на­жды в 1720 го­ду во вре­мя по­гре­бе­ния слу­чай­но за­де­ли гроб му­че­ни­ка. К ве­ли­чай­ше­му удив­ле­нию, его те­ло об­на­ру­жи­ли нетлен­ным. Весть об этом мол­ние­нос­но раз­нес­лась сре­ди пра­во­слав­но ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, уси­ли­вая по­чи­та­ние му­че­ни­ка. Пре­да­ние свя­зы­ва­ет с этим со­бы­ти­ем мно­гие ис­це­ле­ния, про­ис­шед­шие у мо­ги­лы свя­то­го, и окон­ча­ние эпи­де­мии, что по­слу­жи­ло по­во­дом для по­чи­та­ния му­че­ни­ка. Об­ре­тен­ные мо­щи бла­го­го­вей­но пе­ре­нес­ли в крип­ту под хра­мом в се­ле Звер­ки.

В 1746 го­ду сго­ре­ла сель­ская цер­ковь в Звер­ках, но мо­щи оста­лись непо­вре­жден­ны­ми. Ча­стич­но об­го­ре­ла толь­ко руч­ка, да и то, несо­мнен­но, про­изо­шло со­глас­но Бо­жию про­мыс­лу, ра­ди укреп­ле­ния ве­ры и бла­го­че­стия в пра­во­слав­ном на­ро­де. Ко­гда свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в За­блу­дов­ский мо­на­стырь, руч­ка чу­дес­но за­жи­ла и вновь по­кры­лась ко­жей.

9 мая 1755 го­да вви­ду на­пря­жен­ной об­ста­нов­ки, вы­зван­ной внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и недоб­ро­же­ла­тель­но­стью ино­слав­но­го на­се­ле­ния, по бла­го­сло­ве­нию Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та ар­хи­манд­рит Ми­ха­ил (Ко­за­чин­ский) пе­ре­нес мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в Слуц­кий Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь Мин­ской гу­бер­нии и со­ста­вил сти­хо­твор­ную по­весть о мла­ден­це му­че­ни­ке Гав­ри­и­ле. Крест­ный ход со свя­ты­ми мо­ща­ми, ко­то­рые в ра­ке нес­ли на ру­ках, ве­ли­че­ствен­но про­ше­ство­вал бо­лее 300 верст. Мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла ле­жа­ли в ра­ке со­вер­шен­но от­кры­ты­ми. Обе руч­ки мла­ден­ца дер­жа­ли ма­лень­кий на­перс­ный крест. Паль­цы ис­ко­ло­ты, на те­ле рва­ные ра­ны.

В 1820 го­ду мла­де­нец Гав­ри­ил был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Вме­сте с воз­рас­та­ю­щей сла­вой мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла и рас­ши­ря­ю­щим­ся его по­чи­та­ни­ем пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­ра­лись осо­бым об­ра­зом укра­сить ра­ку с его свя­ты­ми мо­ща­ми. В 1897 го­ду на доб­ро­воль­ные по­жерт­во­ва­ния бы­ла из­го­тов­ле­на но­вая се­реб­ря­ная ра­ка.

В 1908 го­ду  епи­скоп Грод­нен­ский и Брест­ский Ми­ха­ил вме­сте с епи­ско­пом Бе­ло­сток­ским Вла­ди­ми­ром при­ня­ли ре­ше­ние пе­ре­не­сти из Слуц­ка часть мо­щей свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в го­род Бе­ло­сток. Пе­ре­не­се­ние кре­ста и мо­ще­ви­ка, в ко­то­ром до 1897 го­да по­чи­ва­ли мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка, на­ча­лось 31 мая. Свя­ты­ни бы­ли пе­ре­не­се­ны из го­ро­да Слуц­ка в Жи­ро­виц­кий мо­на­стырь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. С 1 по 12 июня через де­рев­ни Ялув­ка, Но­вая Во­ля, По­ло­та, За­блу­дов, Звер­ки и Дой­ли­ды свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны из Жи­ро­виц­ко­го мо­на­сты­ря в Бе­ло­сток. Та­ким об­ра­зом, по­чти через 150 лет свя­ты­ня вер­ну­лась на свою от­чиз­ну.

Ча­сти­ца свя­тых мо­щей му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла на­хо­ди­лась в Свя­то-Ни­коль­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Бе­ло­сто­ка до 1912 го­да, по­ка не бы­ла пе­ре­не­се­на в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь в Су­п­рас­ле.

В Слуц­ке, где оста­лись мо­щи, на­хо­ди­лась спе­ци­аль­ная кни­га, в ко­то­рой за­пи­сы­ва­лись из­вест­ные ду­хов­ным и го­судар­ствен­ным вла­стям чу­дес­ные слу­чаи, свя­зан­ные с на­хо­дя­щи­ми­ся там мо­ща­ми свя­то­го му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла. Все­на­род­ное по­чи­та­ние му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла уста­но­ви­лось по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. В день па­мя­ти свя­то­го к ме­сту его упо­ко­е­ния со всей стра­ны со­би­ра­лись ты­ся­чи па­лом­ни­ков.

В 1915 го­ду во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны епи­скоп Бе­ло­сток­ский Вла­ди­мир вы­вез де­ре­вян­ную ра­ку с ча­сти­цей свя­тых мо­щей му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в Моск­ву и вре­мен­но по­ме­стил в По­кров­ском Со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди.

По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да в Рос­сии на­ча­лись кро­ва­вые го­не­ния на пра­во­слав­ных. Вра­гам Хри­ста ме­ша­ла па­мять об упо­до­бив­шем­ся Ему мла­ден­це. Так, за­щи­щав­ший его па­мять от по­ру­га­ния свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Вос­тор­гов, на­сто­я­тель мос­ков­ско­го По­кров­ско­го со­бо­ра на Крас­ной пло­ща­ди, при­вле­кал­ся боль­ше­ви­ка­ми в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го и впо­след­ствии был рас­стре­лян.

Ре­ше­ни­ем Со­ве­та На­род­ных Ко­мис­са­ров от 29 июля 1920 го­да бы­ло по­ста­нов­ле­но: «пла­но­во и по­сле­до­ва­тель­но пре­про­во­дить на тер­ри­то­рии пол­ную лик­ви­да­цию мо­щей…». Это рас­по­ря­же­ние не обо­шло и свя­тые мо­щи му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла.

В 30-х го­дах Тро­иц­кий Слуц­кий мо­на­стырь, где до сих пор хра­ни­лись мо­щи, был за­крыт, а свя­тые мо­щи му­че­ни­ка пе­ре­не­се­ны в му­зей ате­из­ма в Мин­ске.

Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны ре­прес­сии ста­ли сла­беть, и в 1942 го­ду в ха­о­се во­ен­ной нераз­бе­ри­хи пра­во­слав­ным жи­те­лям Мин­ска уда­лось по­ме­стить свя­тые мо­щи му­че­ни­ка мла­ден­ца Гав­ри­и­ла в де­ре­вян­ную ра­ку в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Мин­ске, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был мит­ро­по­лит Пан­те­ле­и­мон (Рож­нов­ский).

9–10 июля 1944 го­да свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны из Мин­ска в Грод­но, в цер­ковь По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, где они и на­хо­ди­лись до 21 сен­тяб­ря 1992 го­да.

По­сле­во­ен­ная судь­ба этой свя­ты­ни по­кры­та за­ве­сой тай­ны. Свя­тые мо­щи на про­тя­же­нии по­след­них несколь­ких де­сят­ков лет на­хо­ди­лись в под­зе­ме­льях грод­нен­ской церк­ви вда­ле­ке от тех, кто мог бы осквер­нить их. Свя­тые мо­щи на­хо­ди­лись во влаж­ном под­валь­ном по­ме­ще­нии в крайне небла­го­при­ят­ных усло­ви­ях. Од­на­ко они не по­стра­да­ли, что в оче­ред­ной раз сви­де­тель­ству­ет об их свя­то­сти.

21–22 сен­тяб­ря 1992 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­пов Грод­нен­ско­го и Вол­ко­выс­ско­го Ва­лен­ти­на и Бе­ло­сток­ско­го и Гдан­ско­го Сав­вы (ныне мит­ро­по­ли­та Вар­шав­ско­го и всея Поль­ши) свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны пер­вым, на­чи­ная с 1944 го­да, крест­ным хо­дом из грод­нен­ской церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где они хра­ни­лись, в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский со­бор г. Бе­ло­сто­ка. На бе­ло­рус­ско-поль­ской гра­ни­це их встре­ча­ло несколь­ко ты­сяч ве­ру­ю­щих, ко­то­рые со­про­вож­да­ли мо­щи до са­мо­го Бе­ло­сто­ка через все го­ро­да и се­ла. Мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла пе­ре­во­зи­лись на ав­то­мо­би­ле в ду­бо­вой ра­ке. По пу­ти сле­до­ва­ния ве­ру­ю­щие осы­па­ли ее цве­та­ми. В каж­дом го­ро­де или де­ревне, где есть храм, де­ла­ли оста­нов­ку. Свя­тые мо­щи вно­си­лись с крест­ным хо­дом в храм, где слу­жи­лись мо­леб­ны и ака­фи­сты. Ве­ру­ю­щие при­кла­ды­ва­лись к свя­тыне, оста­ва­ясь на ночь в хра­ме для мо­лит­вы пе­ред свя­ты­ми мо­ща­ми мла­ден­ца Гав­ри­и­ла. В са­мом Бе­ло­сто­ке свя­тые мо­щи встре­ти­ли на окра­ине го­ро­да и про­нес­ли по глав­ным ули­цам крест­ным хо­дом в Ни­ко­ла­ев­ский со­бор. Крест­ный ход про­дол­жал­ся око­ло трёх ча­сов. В нем участ­во­ва­ло око­ло 60 ты­сяч че­ло­век. Дви­же­ние транс­пор­та по ули­цам бы­ло оста­нов­ле­но. Крест­ный ход встре­ча­ли да­же пред­ста­ви­те­ли свет­ских вла­стей. Бо­го­слу­же­ние в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре про­дол­жа­лось всю ночь. Утром 27 сен­тяб­ря бы­ла так­же от­слу­же­на Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия. По­сле неё свя­тые мо­щи мла­ден­ца му­че­ни­ка Гав­ри­и­ла об­нес­ли крест­ным хо­дом во­круг хра­ма и по­ме­сти­ли в пра­вом при­де­ле со­бо­ра. Еже­не­дель­но по втор­ни­кам пе­ред ра­кой со свя­ты­ми мо­ща­ми чи­та­ет­ся ака­фист му­че­ни­ку Гав­ри­и­лу.

Му­че­ник мла­де­нец Гав­ри­ил ро­дил­ся, жил и по­стра­дал на тер­ри­то­рии ны­неш­ней Поль­ши. По­это­му Поль­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­но­сит­ся к нему с осо­бен­ным по­чи­та­ни­ем. В его честь стро­ят­ся пра­во­слав­ные хра­мы, он яв­ля­ет­ся небес­ным по­кро­ви­те­лем Брат­ства Пра­во­слав­ной мо­ло­де­жи в Поль­ше, а так­же счи­та­ет­ся осо­бен­ным це­ли­те­лем де­тей. По­сле ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ных взле­тов и па­де­ний в по­чи­та­нии свя­то­го му­че­ни­ка в на­сто­я­щее вре­мя его па­мять от­ме­ча­ет­ся так­же все­ми Пра­во­слав­ны­ми Церк­ва­ми.

Его мученическая кончина уже давно является не только предметом глубокого почитания миллионов православных христиан, но и поводом к религиозно-политическим спорам. Так, либерально настроенные околоцерковные и внецерковные деятели, а также представители некоторых иудейских организаций многократно пытались надавить на священноначалие Русской Церкви с целью «деканонизировать» святого младенца Гавриила.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.