Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

Из жизни старцев (мудрость праведных). Часть4

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Июн 26,2020

Продолжение. Составитель Д. Гриценко

§ 148

Однажды авва Силуан вошел внезапно в келью брата, принявшего подвиг юродства, и увидел возле него две корзины с камнями – одну слева, другую справа.

Юродивый, по своему обыкновению, не стал отвечать на вопрос о том, зачем он держит у себя камни.

Тогда авва Силуан тихо заметил ему:

– Брат, я никуда, кроме храма, не выхожу из своей келии, но ныне Бог меня послал к тебе, а зачем, неведаю?

В ответ юродивый стал серьезен и сказал:

– Прости, отче. Все очень просто. Каждое утро я сажусь, имея перед собой эти камешки. Если родится во мне добрый помысел, кладу камень в одну корзину, а если злой – в другую. Вечером пересчитываю их, и если правая корзина наполнена больше, то трапезничаю. А если левая – ложусь спать голодным.

§ 149

Часто люди, не затрудняя себя малейшей сдержанностью в потреблении «благ цивилизации», думают, что это более важно лишь для особых подвижников. И ошибаются: как-раз подвижник-то иногда и может себе что-то разрешить, что грешникам было бы не на пользу. Сколько вытерпел о.Иоанн Кронштадтский нападок, клевет, гонений, когда речь заходила о шелковых рясах, каретах, отдельных пароходах и прочем! Но вот его собственное разъяснение относительно одного такого случая:

«Я знаю, что многие осуждают меня за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит… Шила и радовалась невесть как, думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину? «Соблазн», – говорят мне подчас иные… А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую».

§ 150

Одна старушка пасла овец и потеряла одну из них. В слезах пришла старушка к блаженному Иннокентию за утешением.

«Покажи мне место, где ты потеряла овцу», – попросил ее Иннокентий.

Они отправились на то место, и старец стал молиться, чтобы Господь дал ему знак. Через какое-то время в воздухе показался ворон. Покружив над ними, он опустился невдалеке в винограднике и вскоре опять взлетел, держа в клюве кусок мяса. Исчез ворон так же внезапно, как появился.

Блаженный отправился на то место, куда приземлялся ворон, и там обнаружил и похищенную овцу, уже разделанную на мясо, и воров. Похитителями оказалась местная молодежь, испугавшаяся Иннокентия и тут же отдавшая старушке деньги за овцу.

§ 151

Один инок, мучимый хульными помыслами, пришел к преп.Стефану Савваиту, но, застыдившись, не мог начать исповеди. Прозорливый подвижник, дождавшись ухода учеников, спросил:

– Ради какой причины пришел ты сюда?

Инок ответил старцу, что тот наверняка сам знает причину его прихода. На это преп.Стефан сказал:

– Да, чадо, я-то знаю. Знает и Сердцеведец, знающий ум людей, все ведающий еще до их рождения. Однако дело исповедника вывести наружу позорнейшие тайны бесов, их лукавые и губительные семена. Это для того, чтобы Бог, усмотрев твою скромность и отсутствие стыда ложного, даровал бы тебе исцеление.

Так, мало-помалу, убедил он смущенного инока исповедать свои греховные помыслы и вымолил ему прощение.

§ 152

Все мне позволено, но не все полезно, – часто повторяем мы в дни поста.

Есть у нас ревнители, у которых кругом погибель. Включил телевизор – «образ зверя» на себя принял. Книжку «не духовную» в руки взял – в прелесть впал. Сходил в театр – «бесу поклонился»… Один старый священник рассказывал. Еще в недавние времена, когда народ пичкали богоборческой литературой, многие православные вовсе не гнушались брать ее в руки. Напротив, даже искали антицерковные брошюры и «справочники атеиста».

Приводимые там (и поносимые) обрывки Писания и молитв они аккуратно вырезали, а потом из кусочков склеивали цитатники. Вместо Библий, которые нигде нельзя было достать. А что делали с «отходами» – изрезанными справочниками? Да просто выбрасывали их.

§ 153

Преподобный Иоанн Дамаскин прежде был знатным вельможей Дамаска, но, оставив почести, ушел он в Палестину в монастырь. Однажды старец, под началом которого находился Иоанн, подозвал к себе:

– Сын мой, вот корзины, сплетенные нашими иноками. Я слышал, что в Дамаске корзины продаются по более высокой цене, нежели в Палестине. Возьми эти корзины, ступай скорее в Дамаск и продай их там. Но смотри, не продавай их меньше цены, установленной мною.

И старец назначил цену корзинам двойную против настоящей. Иоанн взвалил на себя корзины и отправился в долгий путь. В Дамаске он ходил со своей ношей по базарам и предлагал горожанам купить корзины. Покупатели спрашивали цену, а узнав, ругали его и смеялись над ним. Так прошло время. Потом один из бывших слуг Иоанна узнал в оборванном, изможденном монахе своего господина. Умилясь сердцем, он купил эти корзины.

Вернувшись в лавру, Иоанн отдал братьям выручку, не ожидая какой-либо благодарности. Он уже понимал, что старец посылал его в Дамаск не продавать, а «покупать» – приобретать смирение.

§ 154

Чего только ни придумывали безбожники в своих нападках на веру. В одном пермском селе учительница как-то раз сломала гребенку для волос со словами: «Если Бог есть, то пусть гребенка срастется».

В этот момент она, наверное, казалась себе очень находчивой. Вскоре учительница решила продолжить наступление. Велела ученикам снять нательные крестики. А тем, кто замешкался, самолично помогла.

Торжествуя, возвышалась она над крестьянскими детьми, когда вдруг с места встал обычный, ничем вроде не примечательный мальчик и спокойно произнес:

– А вот этот крест вы с меня никогда не снимете…

Поднял руку и осенил себя крестным знамением.

§ 155

Во время войны некий священник-миссионер оказался в поле, где только что прошел бой, и увидел на земле раненого солдата. Послав своего спутника за санитарами, сам остался подле страдающего. Имея в руках только Библию и желая облегчить тому страдания, он обратился к раненому с предложением почитать ему главы Священного Писания. Но тот лишь прошептал: «Пить». Пастырь тут же сбегал до ближайшего ручья и, напоив страждущего, опять предложил ему почитать Книгу. Тот ответил только: «Мне холодно». Священник скинул с себя верхнюю одежду и укрыл лежащего, опять приготовившись к чтению. «Не могли бы вы приподнять мне голову?» – опять попросил солдат. Священнослужитель снял с себя свитер и сделал из него валик. «А теперь, святой отец, почитайте мне о нашем Спасителе», – тихо улыбнулся раненый.

§ 156

Понятие необходимого довольно растяжимо. Что одному кажется роскошным, то для другого – убогим, что одному желудку – лишним и ненужным, то для другого может оказаться недостаточным.

«Один и тот же поступок, – писал епископ Варнава (Беляев), – неодинаково расценивается в отношении людей, занимающих разные общественные положения, и даже в отношении одного и того же лица, но в различных обстоятельствах. «Бог дал человеку разум для того, чтобы различать вещи, – говорит св.Варсонофий Великий. – После труда, подъятого в пути, или после других тяжелых дел человек не может сохранить тот же порядок, который соблюдает он в прочие дни, но оказывает телу небольшое снисхождение».

§ 157

Середина ХХ века. Америка. Сошлись два молодых друга, американец Юджин и потомок русских эмигрантов Глеб, и возложили на себя задачу проповедовать православие на американской земле. Духовные братья приняли монашество и с того времени стали зваться о.Серафим и о.Герман. Они основали скит в необжитом, диком месте, в полном удалении от цивилизации, где издавали свой журнал и духовные книги. Однажды о.Герману привиделся кошмарный сон, и он поспешил к брату – поделиться своими страхами.

– Мы чокнутые! – вскричал он. – Что мы забыли здесь, в этой глухомани?!

Молодой о.Серафим спросонья протер глаза и ответил:

– Что ты, мы же в раю.

Сегодня весь православный мир знает его под именем о.Серафима (Роуза).

§ 158

Преподобный Арсений Великий, святой IV века, происходил из знатной римской семьи. Когда ему исполнилось 40 лет, он тайно оставил царский двор, где он служил воспитателем сыновей императора, и удалился в египетскую пустыню. От многого отказался он, но одна привычка из былой мирской жизни осталась с ним: иногда он, садясь, клал ногу за ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Братия монастыря видела это, однако никто из них не осмеливался сделать ему замечание, потому что все очень уважали его.

Однажды старец авва Пимен сказал братии: «Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я не хорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца». Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку.

§ 159

Во время паломнического крестного хода разговорились два вологодских мужика. Один рассказывает:

– Приехал к нам новый иерей с матушкой своей – красавицей. И сам видный: молодой, здоровый, веселый. А красавица-то возьми да и брось его. Не по силам ей деревенская жизнь оказалась. Уехала.

– Эк же…

– Батюшка наш с тоски-то и запил. Не вразнос, конечно, а так, втихую, и понурым стал – смотреть жалко. А в селе он уж многим полюбился: и нрав спокойный, приветливый, и руки к любому труду привычные.

– Ну и…

– Ну и придумали наши… Читает батюшка записки о здравии, а там всё – «о здравии болящего иерея Василия». И ведь, сказать, самому ему здоровья Бог дал – ни одна хворь такого не возьмет. Ну, разве лихоманка какая. А тут о «болящем». Что делать? Записки поданы, надо вымаливать «болящего».

– Ну, и что дальше, батюшка-то?

– Так что, ожил батюшка наш, повеселел. И чего грустить, когда вон полсела за тебя болеет.

§ 160

Один подвижник, когда молился, всегда плел корзины. В назначенный срок к нему на верблюде приезжал человек, забирал корзины и отвозил их на продажу. Этим трудом старец жил.

Как-то приехал человек за корзинами, постучал в келию:

– Отче, я приехал за корзинами.

– Хорошо, – ответил старец и пошел за корзинами. Пошел и тут же забыл, потому что в голове его всегда была только молитва – разговор с Богом. Приезжий час ждет, второй, опять стучит. Старец открывает и спрашивает:

– Что ты хотел?

– Я за корзинами приехал.

– За корзинами? Хорошо, сейчас вынесу.

Ушел и вновь погрузился в молитву. Приезжий хорошо знал старца, его высокие подвиги и был терпелив, снова постучал:

– Отче, принеси корзины.

Тогда старец, чтобы не забыть, пошел за корзинами, повторяя:

– Корзины, корзины, корзины…

Они не вмещались в него, эти корзины.

§ 161

Однажды древний подвижник Иоанн Мосх, спасавшийся в скиту, впал в великую тоску и, придя к святому Макарию Александрийскому, сказал: «Авва Макарий! Что мне делать? Смущают меня помыслы, говорящие мне: «Ты ничего не делаешь здесь, ступай отселе». Святой старец отвечал: «Скажи своим помыслам: «Для Христа я стерегу стены».

§ 162

Однажды недавно попавшая под руководство к о.Дионисию (Чудновец) девушка исповедывала все свои грехи. Целый свиток был исписан грехами, и она со страхом и стыдом читала ему их. По окончании исповеди девушка от стыда не смела взглянуть на старца. К ее удивлению, о.Дионисий после исповеди стал весело ходить по комнате, напевая что-то. Заметив ее изумление, старец сказал: «Когда человек искренне кается, благодать, получаемая им, переходит и священнику».

§ 163

До того, как стать священником, в 30-х годах отец Григорий Долбунов (о нем мы рассказываем в этом выпуске газеты) отправился на заработки в г.Горький, где работал бригадиром опалубщиков на постройке моста. Однажды один человек заметил ему, молящемуся перед обедом:

– В такое-то просвещенное время ты все еще молишься? У вас все, что ли, в деревне такие?

– Нет, – спокойно ответил Григорий, – у нас в деревне много таких, кто перед едой не молится: это кошки, собаки, лошади…

§ 164

Герой одного из романов Диккенса поинтересовался у кучера, как его худая жалкая лошаденка ухитряется катить огромный фиакр.

«Ах, сударь, – ответил возница, – дело не в лошади, а в колесах. Они такие огромные, хорошо смазанные; стоит тронуться с места, начинают вращаться, и что же остается лошади? Ей приходится бежать, спасая свою жизнь».

Этот пример привел митрополит Сурожский Антоний, когда его спросили, что делать, когда не хочется жить, одолевают усталость и отчаяние. «Единственное, что можно сделать, – это жить из послушания, уподобившись этой лошади, – отвечал владыка. – Повозка все равно висит на нас, и необходимо бежать, устремляться вперед, чтобы повозка не раздавила. Пройдет время, и мы заметим, что бежим уже легко, сами по себе…

Исполняя из послушания непонятную волю Божью, рано или поздно мы с возрастающей радостью начнем прозревать замысел Творца, Его пути и, наконец, войдем в полноту жизни. Ибо «послушание» не означает положение раба, который покоряется. «Слушаться» в первую очередь означает «слушать, прислушиваться» – к мудрости Божией».

§ 165

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал об одном ревностном священнике, который так увлекся строительством храма, что пропадал на работах днем и ночью. Матушка поначалу тихо роптала – у нее раз ужин пропал, другой – детей забросил… Но однажды твердо сказала супругу:

– Если ты не изменишь жизни, то я уйду к родителям.

Задумался батюшка, кого ему предпочесть: храм или жену?

Когда об этой истории узнал старец Анатолий Оптинский, он воскликнул: «Ах, беда какая!»

– Жена для батюшки и есть Церковь, – сказал старец, – об этом и апостол говорил. Храм-то строить великое дело, но и мир семейный хранить – святое. Пусть этот батюшка послушает матушки, а иначе плохо будет, плохо».

Затем, подумав, добавил: «Добро-то, добро храм строить, да ведь и здесь тайно примешивается тщеславие. Хочется поскорее дело кончить, людям понравиться».

Когда эти слова передали священнику-строителю, тот раскаялся, и мир семейный был восстановлен.

§ 166

В одной книге рассказывается о таком случае.

Профессор этики университета предложил на рассмотрение студентам следующую ситуацию. «У мужчины сифилис. Его жена больна туберкулезом. У них четверо детей: один из них уже умер, трое других неизлечимо больны. Их мать снова беременна. Что вы порекомендуете?»

После жарких споров большинство студентов высказалось за аборт.

«Прекрасно! – воскликнул профессор. – Вы только что убили Бетховена».

§ 167

Паисий Святогорец рассказывал о том, как некий юноша спросил у старца:

– Батюшка, найду ли я хорошую девушку, чтобы с утешением жениться?

Старец, улыбаясь, ответил:

– Если все найдут себе хороших девушек, тогда что с остальными будем делать? Солить

§ 168

Одна женщина не терпела в своем доме ни запаха фимиама, ни зажженных лампад. Муж ее, однако, стоял на своем, так что положение в доме сделалось совершенно невыносимым: никто не хотел уступать.

Тогда муж обратился к старцу и рассказал о своем горе.

Старец, подумав, ответил:

– Успокойся, жена твоя вовсе не бесноватая, как тебе кажется, из-за того, что не переносит фимиама. Просто не приучена к таким вещам и обижается, что ты этого не понимаешь. Ты, знаешь, что сделай – на какое-то время уступи ей. Подождем с молитвой, что из этого выйдет.

Муж вернулся домой и, ни слова не говоря, стал исполнять совет старца. Через несколько дней, к великому своему удивлению, он обнаружил, что в доме горит лампадка и пахнет фимиамом!

§ 169

Однажды братия пришли в монастырь аввы Антония, чтобы посоветоваться с ним о привидениях, которые являлись им, и спросить его, с правой ли стороны эти видения или от диавола.

Братия, отправляясь в путь, взяли с собой осла, который по дороге умер. Когда они пришли к старцу, то прежде чем успели что-нибудь сказать ему, он спросил: «Отчего осел ваш умер на дороге?». Братия отвечали: «Откуда ты знаешь это, отец?». Старец сказал: «Демоны поведали мне». «А мы и пришли,– сказали братия,-посоветоваться с тобою о подобном. Нам являются привидения, которые иногда говорят, по-видимому, правду, но мы боимся быть обманутыми». Тогда старец сделал им увещание, чтобы они нисколько не внимали этим привидениям, потому что они-от диавола.

§ 170

В Печерском монастыре был черноризец Арефа… Много богатства имел он в келлии своей, и никогда ни одной монеты, ни даже хлеба не подал убогому. Так был скуп и немилосерден, что и самого себя морил голодом. И вот в одну ночь пришли воры и украли все его имущество. Арефа от великой скорби о своем золоте хотел себя погубить, возвел подозрения на невинных и многих неправедно мучил. Мы все молили его прекратить розыски, но он и слушать не хотел. И блаженные старцы утешали его, говоря: «Брат! возложи на Господа печаль свою – и Он пропитает тебя». Он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней он впал в жестокий недуг и уже был при конце, но и тут не прекратил ропота и хулы. Но Господь, который всех хочет спасти, показал ему пришествие Ангелов и полки бесов. И он начал взывать:

«Господи, помилуй! Господи, согрешил я! Все это Твое, и я не жалуюсь». Освободившись же от болезни, он рассказал нам, какое было ему видение: «Пришли, говорил он, Ангелы, пришли также и бесы. И начали они состязаться об украденном золоте. И сказали бесы: «Он не похвалил, а похулил и теперь наш и нам предан». Ангелы же говорили мне: «О, окаянный человек! Если бы ты благодарил за это Бога, то вменилось бы тебе, как Иову. Великое дело пред Богом, если кто творит милостыню; но тот отдает по своей воле. Если же кто за взятое насильно благодарит Бога, это более милостыни». И вот, когда Ангелы сказали мне это, я стал кричать: «Господи, согрешил я! Это все Твое, и я не жалуюсь». И тотчас бесы исчезли. Ангелы же стали радоваться и вписали в милостыню пропавшее золото». Мы прославили Бога, давшего нам знать об этом. Блаженные же старцы, рассудив обо всем, сказали:

§ 171

«Воистину, достойно и праведно при всяком случае благодарить Бога». И мы видели, как выздоровевший Арефа всегда славил и хвалил Бога, и удивлялись изменению его ума и нрава. Тот, которого прежде никто не мог отвратить от хулы, теперь постоянно взывал с Иовом: «Господь дал. Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21).

§ 172

У некоторого игумена под руководством, в монастыре, было двадцать иноков. Один из них был очень ленив, не соблюдал постов, неумеренно пил и особенно был невоздержен на язык. Старец-игумен постоянно уговаривал его, чтоб исправился, и даже умолял об этом. «Брат, говорил он ему, позаботься о твоей душе: ведь ты не бессмертный, а потому и муки не миновать тебе, если не опомнишься». Инок же наперекор шел старцу, нимало не обращал внимания на его слова и в таком небрежении скончался. Сильно загрустил сострадательный старец о душе его и стал молиться. «Господи, Иисусе Христе, истинный Боже наш, говорил он между прочим, покажи мне, где теперь душа инока?» И часто просил он об этом Бога и, наконец услышан был. Однажды напал на него какой-то ужас и увидел он реку огненную и множество людей в ней, опаляемых огнем и громко стонавших. К величайшему огорчению, между этими страждущими он увидал и умершего в небрежении ученика своего, находившегося по самую выю в пламени. «Не ради ли того, чтоб ты избежал этой муки, я умолял тебя», воскликнул тогда игумен: «чтоб ты хоть сколько-нибудь попекся о душе твоей, чадо мое? Видишь ли теперь, до чего ты довел себя?» «О, отче», отвечал инок: «слава Богу и за то еще, что, по твоим молитвам, получила отраду хотя глава моя!» Сим видите кончилось.

§ 173

Как-то ко мне в каливу пришел один юноша в состоянии психического расстройства. Он уверял меня, что мучается оттого, что имеет какую-то наследственную чувствительность от своих родителей, и подобное этому. “О какой еще там наследственности ты мне говоришь? – сказал ему я. – Перво-наперво тебе требуется отдых. Потом заканчивай учебу. После этого иди отслужи в армии, а затем постарайся устроиться на работу”. Несчастный послушался и обрел свой путь. Таким же образом люди находят и самих себя. Старец Паисий Святогорец

§ 174

Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Афанасий , на вопрос братии: «Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?» – отвечал: «Это ангелы пришли взять меня, но я молю их, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться». Когда же на это братия, зная, что Афанасий совершен в добродетели, возразила ему: «Тебе нет нужды в покаянии, отче», Афанасий ответил так: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».

§ 175

Бывало, нужно было в субботу уплатить рабочим за постройку деньги. А у батюшки их нет. Я и говорю ему: ведь люди-то скорбят – ждут выплаты. А батюшка говорит:

– А ты попроси их обождать!

– Просил, а они умоляют: нужно и их пожалеть.

Тогда о. Амвросий снова просит меня:

– А ты их еще попроси!

Один раз я уже не вытерпел и говорю ему:

– Батюшка! Освободи меня, силов нет терпеть!

– А ты – за послушание!

– Да я и то! …………..

§ 176

Некоторый старец безмолвствовал наедине в келлии своей. Он прожил в ней много лет, никогда не оставляя покаяния, говаривал он всегда: «Этот век дан Богом для покаяния. Если истратим его попусту, живя худо, то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично» .

§ 177

Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средства к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим. Говорит Писание: «ближащие к тебе льстить будут , а ты не внимай »

Другой старец, когда был обижен кем, спешил, если обидевший близко, сам воздать ему за зло добром; если же жил далеко, то посылал ему чрез других подарки.

§ 178

Некоторый монах в Нитрии, более бережливый, нежели скупой, забыв, что за тридцать сребреников продан был Господь наш Иисус Христос, накопил сто златниц, занимаясь тканием полотна. Монах умер – златницы остались. Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами? Там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келлии. Одни присуждали отдать деньги нищим, другие – отдать в церковь, некоторые – передать родственникам. Но Макарий, Памво, Исидор и другие святые старцы по действию обитавшего в них Святого Духа определили: похоронить деньги вместе с господином их и при этом сказать почившему: серебро твое да будет в погибель с тобою (Деян. 8:20). Это событие навело такой ужас и страх на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий поступок иметь в запасе даже одну златницу.

§ 179

Брат спросил старца: «Если брат должен мне немного денег, то дозволишь ли мне попросить у него возвращения их?» Старец: «Скажи ему однажды со смирением». Брат: «Если я скажу ему однажды и он ничего не даст мне, тогда что мне делать?» Старец: «Более одного разу не проси». Брат: «И что же мне делать, когда я не могу победить помышлений моих, понуждающих беспокоить брата о возвращении денег?» Старец: «Предоставь помышлениям твоим стужать тебе, но ты никак не опечаль брата о возвращении денег, потому что ты монах».

§ 180

Некоторый брат желал удалиться в пустыню, в обитель; но родная мать его противилась этому. Он говорил матери: «Мать! Отпусти меня, потому что я хочу спасти душу мою». Мать, не имея возможности удержать его, отпустила. Он, пришедши в пустыню, жил в нерадении всю жизнь свою. Между тем мать его умерла. По прошествии некоторого времени и сам он сделался болен, пришел в самозабвение и, восхищенный на суд Божий, нашел тут мать свою в числе судимых. Она, увидев его, удивилась и сказала: «Что это значит, сын? И ты пришел на это место осужденных! Где же слова твои, которые ты повторял мне всегда: «Хочу спасти душу мою». Устыдился он, услышав это, – стоял, не имея что отвечать. И вот раздался голос, повелевающий возвратить его, а взять другого брата из общежительного монастыря. Возвратившись в себя, он поведал присутствовавшим все, что видел и что слышал. В подтверждение слов своих он просил, чтоб кто-нибудь сходил в общежительный монастырь и посмотрел, скончался ли тот брат, о призыве которого он слышал. Посланный нашел, что так. Видевший видение, выздоровев, заключил себя в затворе, пребывал неисходно, помышляя о спасении своем, принося покаяние и оплакивая свое прежнее поведение в состоянии небрежения. Умиление и слезное покаяние достигли в нем величайшего развития. Многие уговаривали его несколько снизойти себе, чтоб не подвергнуться какому-либо повреждению от непрестанного плача; но он не соглашался на это, – говорил: «Если я не мог вынести обличение матери моей, то как вынесу обличения и муки в день суда, в присутствии Христа и Ангелов Его»

§ 181

Сказывали о некотором старце, что он вступил в скит, имея с собою сына-младенца, только что отнятого от груди. Воспитанный в монастыре, сын не знал, что существуют женщины. Когда он возмужал, демоны показали ему ночью образ женщины. Он сказал это отцу, который удивился. Однажды он пошел с отцом в Египет и, увидя женщин, сказал отцу: «Авва! вот те, которые приходили ко мне ночью в скиту». Отец отвечал: «Это мирские монахи, у них свой наружный вид, а у отшельника – свой». И дивился старец, каким образом в скиту демоны могли показать отроку образы женщин. Они поспешно возвратились в келлию свою.

§ 182

Сказывал о себе один из фиваидских старцев, что он – сын жреца идольского. Быв дитятею, он сиживал в храме и видел отца своего, приносящего жертвы идолам. Однажды, после того как отец вышел из храма, сын вошел тайно в храм и увидел там сатану .Сатана сидел на троне; многочисленное воинство предстояло ему. И вот! приходит один из князей его, поклоняется ему. Сатана спросил его: «Откуда ты?» Князь отвечал: «Я был в такой-то стране, возбудил там войну и большое смятение, произвел кровопролитие и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты это?» Он отвечал: «В тридцать дней». Сатана велел бить его бичами, сказав: «Только то сделал ты в такое продолжительное время!» – И вот! другой бес пришел и поклонился ему. Сатана спросил: «Откуда ты?» Демон отвечал: «Я был в море, воздвиг бурю, потопил корабли, умертвил множество людей и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько времени сделал ты это?» Он отвечал: «В двадцать дней». Сатана повелел и этого бить бичами, сказав: «Почему ты в столько дней сделал так мало?» – И третий пришел и поклонился ему. И этому он сказал: «Ты откуда?» Демон отвечал: «Я был в таком-то городе; там праздновалась свадьба; я возбудил ссоры и произвел большое кровопролитие, сверх того убил самого жениха и пришел возвестить тебе». Сатана спросил: «Во сколько дней ты сделал это?» Демон отвечал: «В десять». Сатана повелел и этого, как действовавшего неревностно, бить бичами. И еще один демон пришел поклониться ему. Сатана спросил: «Откуда?» Демон отвечал: «Из пустыни; исполнилось сорок лет, как там борюсь с одним из монахов и едва одержал над ним победу: вверг его этою ночью в любодеяние». Сатана, услышав это, от радости встал с трона, начал целовать демона; сняв царский венец, который был на главе его, возложил на голову демона и посадил его возле себя на престоле, сказав: «Ты совершил великое и славное дело». – Увидев и услышав это, сын жреца сказал сам себе; «Чин монашеский, должно быть, имеет великое значение». Он принял христианство и вступил в монашество.

§ 183

Поведали об одном старце, что однажды ему захотелось огурца. Он взял огурец, повесил его пред глазами своими. Не попустил желанию победить себя и, не прикоснувшись к огурцу, старец укорял себя и приносил покаяние в самом пожелании.

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

§ 184

Один из святых отцов, увидев брата в делах нерадения, горько заплакал: «Увы мне! – сказал он, – как брат грешит сегодня, так я буду грешить завтра.» Потом, обратясь к ученику своему, присовокупил: -« В какой бы тяжкий грех ни впал брат в твоем присутствии, не осуди его; но имей залог в сердце твоем, что ты грешишь более его, хотя бы он был и мирянин, исключая тех случаев, когда им произнесено богохульство, принадлежащее ереси».

§ 185

Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я, Архангел Гавриил, послан к тебе». Старец на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись говоря: « я, живя во грехах, недостоин видеть Ангелов ».

Был некто великий между прозорливцами. Он утвердительно говорил: особенную благодать, которую я видел, осеняющую при св. крещении, видел также при пострижении, когда кто принимает ангельский образ.

§ 186

Поведали о некотором старце, что он молил Бога о том, чтобы показаны были ему демоны. Ему последовало откровение: «Ты не нуждаешься в том, чтобы видеть их». Но старец продолжал просить о том же, говоря: Господи! Ты можешь покрыть меня благодатию Твоею от вреда при видении демонов. Бог отверз очи старца: он увидел демонов, которые наподобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а Ангелы Божии возбраняли им.

§ 187

Некоторому старцу дана была благодать видеть сокровенное. Он сказывал: «Я видел в общежительном монастыре, что один из братии занимался в келлии умною (Иисусовою) молитвою, а пришедший демон стоял вне келлии. Доколе брат занимался умною молитвою, демон не мог войти в келлию; но только что брат перестал заниматься ею – демон вошел».

§ 188

Поведал некоторый старец: была девица очень преклонных лет, преуспевшая в страхе Божием. Я спросил ее, что привело ее к монашескому жительству? Она, прерывая слова воздыханиями, рассказала мне следующее:

«Мои родители, достоуважаемый муж, скончались, когда я находилась в детском возрасте. Отец был скромный и тихого нрава, но слабого и болезненного телосложения: он жил столько погруженный в заботу о своем спасении, что едва кто изредка видел его из жителей одного с ним селения. Если иногда он чувствовал себя поздоровее, то приносил в дом плоды трудов своих; большую же часть времени он проводил в посте и страданиях. Молчаливость его была такова, что незнавшие могли счесть его немым.

Напротив того, мать моя вела жизнь рассеянную в высшей степени и столько развратную, что подобной ей женщины не было во всей стране. Она была столько обильна в речах, что, казалось, все существо ее составлял один язык. Беспрестанно она затевала ссоры со всеми, проводила время в пьянстве с самыми невоздержанными мужчинами. Она расточила всё принадлежащее дому; весьма значительное имущество не удовлетворяло нуждам нашим, а ей было передано отцом распоряжение домом.

Столько злоупотребляла она телом своим, оскверняя его нечистотами, что не многие из этого селения могли избежать блудного совокупления с нею. Она никогда не подвергалась никакой малейшей боли, но со дня рождения и до старости пользовалась совершенным здоровьем. Так текла жизнь родителей моих.

Отец мой, истомленный продолжительною болезнью, скончался. Едва он скончался, как помрачился воздух, пошел дождь, засверкала молния, загремел гром, в течение трех дней и трех ночей непрерывно продолжался ливень. По причине такой непогоды замедлилось его погребение на три дня, так что жители села покачивали головою и, удивляясь, говорили: этот человек столь был неприятен Богу, что даже земля не принимает его для погребения. Но, чтоб тело его не предалось разрушению в самом доме, и тем не сделалось невозможным пребывание в нем, похоронили его кое-как, несмотря на то, что непогода и дождь не переставали.

Мать моя, получивши большую свободу по смерти отца, с большим исступлением предалась злоупотреблению телом и, сделав дом наш домом разврата, проводила жизнь в величайшей роскоши и в увеселениях. Когда настала смерть ее, то она сподобилась великолепного погребения, самый воздух, казалось, принял участие в провождении тела ее. По кончине её я осталась в отроческих летах, и уже телесные вожделения начали действовать во мне.

Однажды вечером я начала размышлять, чью жизнь избрать мне в образец подражания: отца ли, который жил скромно, тихо и воздержно, но во всю жизнь свою не видел ничего доброго для себя, всю ее провел в болезни и печали, а когда скончался, то земля даже не принимала тела его; если такое жительство благоприятно было Богу, то по какой причине отец мой, избравший это жительство, подвергся таким бедствиям?

Лучше жить, как жила мать, сказало мне помышление мое, предаться вожделению, роскоши, плотскому сладострастию. Ведь мать моя не упустила никакого скверного дела! Она провела всю жизнь свою в пьянстве, пользуясь здоровьем и счастьем. Что же, мне следует жить, как жила мать? Лучше верить собственным глазам и тому, что очевидно, лучше наслаждаться всем, нежели верить невидимому и отказаться от всего. Когда я, окаянная, согласилась в душе моей избрать жизнь, подобную жизни матери моей, настала ночь, я уснула. Во сне предстал мне некто высокий ростом, взором страшный; грозно взглянул на меня, гневно и строго спросил он у меня: «Исповедуй мне помышление сердца твоего». Я, испугавшись его, не смела и взглянуть на него. Еще более громким голосом повторил он приказание, чтоб я исповедала, какое жительство мне понравилось. Растерявшись от страха и забыв все помышления мои, я сказала, что не имела никаких помышлений. Но он напомнил мне все, о чем я размышляла в тайне души моей. Обличенная, я обратилась к просьбам, умоляя его даровать мне прощение, и объяснила причину этих помышлений. Он сказал мне: «Пойди и увидь обоих, и отца и мать твоих, – потом избери жизнь по желанию твоему». С этими словами он схватил меня за руку, повлек. Привел он меня на большое поле красоты неизреченной, со многими садами и плодовыми разнообразными деревьями, ввел меня в эти сады. Там встретил меня отец, обнял, поцеловал, назвал своей дочерью. Я заключила его в объятия свои и просила, чтоб мне остаться с ним. Он отвечал: «Ныне это невозможно; но если последуешь стопам моим, то придешь сюда по прошествии непродолжительного времени». Когда я опять начала просить о том, чтоб остаться, показывающий мне видение снова схватил меня за руку, повлек и сказал: «Пойди, я покажу тебе и мать твою, как горит она в огне, чтоб знать тебе, по жизни которого из родителей твоих направить жизнь твою». Поставив меня в дому мрачном и темном, где живет скрежет зубов и горе, он показал мне печь, горящую огнем, и кипящую смолу; какие-то страшилища стояли у устья печи. Я взглянула во внутренность печи и увидела в ней мать мою: она погрязла по шею в огне, скрежетала зубами, горела огнем; тяжкий смрад разливался от червя неусыпающего. Увидев меня, она воскликнула с рыданием, назвала дочерью: «Увы мне, дочь моя! страдания эти – последствия собственных дел моих. Воздержание и все добродетели казались мне достойными посмеяния; я думала, что жизнь моя в сладострастии и разврате никогда не кончится; пьянство и объядение я не признавала грехами. И вот! Я наследовала геенну, подверглась этим казням за краткое наслаждение грехами; за ничтожное веселье расплачиваюсь страшными муками. Вот какую получаю награду за презрение Бога! Объяли меня всевозможные, бесконечные бедствия! Ныне время помощи! Ныне вспомни, что ты вскормлена грудью моею! Ныне воздай мне, если ты получила от меня когда-либо что-либо! Умилосердись надо мною! Жжет меня этот огонь, но не сожигает. Умилосердись надо мною, дочь моя, подай мне руку твою и выведи меня из этого места». Когда я отказывалась это сделать, боясь тех страшных стражей, которые тут стояли, она снова начала вопить со слезами: «Дочь моя! помоги мне. Не презри плача твоей родной матери! Вспомни болезни мои в день рождения твоего! Не презри меня! погибаю в огне гееннском». Ее вопль извлекал у меня слезы: я также начала стенать, испускать вопли и рыдания. Эти вопли и рыдания разбудили моих домашних; они достали огня и спрашивали меня о причине столь громкого стенания. Я поведала им видение мое. Тогда я избрала последовать жизни отца моего, будучи удостоверена по милосердию Божию, какие муки уготованы для произволяющих проводить порочную жизнь».

§ 189

Поведал старец: «Епископу некоторого города возвестили, что из числа замужних жен-христианок две ведут развратную жизнь. Опечалило епископа это известие; подозревая, что, может быть, и другие ведут себя подобным образом, он обратился с молитвою к Богу, прося разрешения недоумения, чего и удостоился. После Божественного страшного жертвоприношения, когда присутствующие приступали один за другим к принятию Святых Тайн, епископ видел на лице каждого состояние души его, каким она подвержена грехам. Лица грешных мужей видел он черными, как бы выгоревшими от зноя; глаза у них были красные, кровавые. У других людей были лица светлые, а одежды яркой белизны. Тело Господа одних, принимающих его, сожигало и опаляло, других просвещало, соделывало подобными свету: входя в уста, оно разливало свет по всему телу. Между этими мужами были и пустынножители и проводившие жизнь супружескую.

После мужчин начали приступать женщины. И между ними увидел епископ одних с черными лицами, с красными кровавыми глазами, других – с лицами белыми и светлыми. Между прочими женами подошли и те две, которые были обвинены пред епископом, тем большее обратил он на них внимание. Он увидел, что они приступают к Святому Таинству со светлыми и честными лицами, облеченные в мантии необыкновенной белизны. Когда они сделались причастницами Таинства Христова, то как бы осветил их свет. Снова обратился епископ к молитве, умоляя Бога об объяснении показанного ему в откровении.

Ему предстал Ангел Господень и повелел о всем предложить себе вопросы. Святой епископ немедленно спросил о двух женщинах: справедливо ли или несправедливо они были обвинены. Ангел отвечал, что все, сказанное о них, сказано верно. Тогда епископ возразил Ангелу: «Каким же образом, когда они причащались Тела Христова, лица их сияли, на них были белые мантии, и от всего образа их исходил немалый свет?» Ангел сказал: «По той причине, что они раскаялись в поступках своих -и отступили от них; они посредством слез, воздыханий и исповеди соделались достойными Божественного дара; вдобавок дали обещание, если получат прощение в прежних грехах, никогда не позволят себе порочного поведения. За это они удостоились Божественного изменения, разрешены от грехов, отселе живут воздержано, благочестно и праведно».

Епископ удивлялся не столько изменению жен – это случается со многими – сколько дару от Бога, который не только избавил их вечной муки, но даже сподобил благодати. Ангел сказал ему: «Справедливо удивляешься как человек! Но Господь и Бог наш и ваш по естеству Своему благ и милосерд. Он, оставляющих свои греховные деяния и приступающих к Нему посредством исповеди, не только избавляет вечной муки, но и удостоивает почестей. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного за него (Ин. 3:16). Сын Божий, когда люди были врагами Его, благоволил умереть за них (Рим. 5:8); тем более освободить их от адских казней, когда они сделались Его домочадцами и приносят покаяние в совершенных ими проступках. Он представит им наслаждение блаженством, которое Сам приуготовал для них (Ин. 14:3).

Знай то, что никакие согрешения человеческие не побеждают милосердия Божия, если только человеки посредством покаяния очистят прежде содеянные грехи добрыми делами. Всеблагий Бог знает немощь вашего рода, крепость страстей, силу и хитрость диавола – прощает как сынам человекам, впадающим в согрешения, ожидает исправления их, долго терпя им. Когда они обращаются и умоляют благость Его, снисходит, как немощным, разрешает мучение их и дарует блага, приготовленные праведным». Епископ опять сказал Ангелу: «Прошу тебя, объясни мне и значение различных видов, которые принимаются лицами согрешающих различно, чтобы я, узнав это, вполне освободился от неведения». Ангел сказал ему: «Те, у которых лица светлы и радостны, живут в воздержании, чистоте и правде, скромны, сострадальны и милосердны. Те же, у которых глаза были красными и кровавыми, живут в злобе и неправде, любят обманывать, лукавствовать, хулители и человекоубийцы. – Ангел присовокупил: – Помогай тем, которым желаешь спасения. Для того именно удостоена услышания молитва твоя, чтоб, просвещенный ведением, ты объяснял ученикам твоим грехи, чтоб исправлял их наставлениями и увещаниями, усвоял их посредством покаяния, умершему ради них и воскресшему из мертвых Господу Иисусу Христу. По степени сил, усердия и любви к твоему Господу, заботься о всех них, чтобы они обращались от грехов своих к Богу, сказывая им открыто, каким подвержены они грехам, и уговаривая, чтоб по причине их не отчаивались в спасении своем. Когда они будут приносить покаяние и обращаться к Богу – получат спасение душам своим и обилие будущих благ. Ты же, подражая Господу твоему, Который оставил небо и сошел на землю для спасения человеков, получишь величайшую награду».

§ 190

Один весьма ревностный брат спросил некоего Старца: –

Отчего душа моя желает смерти? – Старец отвечал ему:

– От того, что ты избегаешь скорби, и не знаешь, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней.– И другой также спросил Старца:

– Отчего я впадаю в безпечность, пребывая в келлии моей? – Старец сказал ему:

– От того, что ты не узнал еще ни ожидаемого покоя, ни будущего мучения. Ибо если бы ты достоверно знал это, то хотя бы келлия твоя была полна червей, так что ты стоял бы в них по самую шею, ты терпел бы сие не расслабевая.– Но мы, спя, хотим спастись и потому изнемогаем в скорбях; тогда как мы должны бы были благодарить Бога и считать себя блаженными, что сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы там обрести покой. Авва Дорофей

§ 191

Один брат, в назидание самому себе, спросил его (св. Серафима Саровского):

– Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия? –

Потому,– отвечал старец,– что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием: потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию, Иисус Христос “вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13:8). св. Серафим Саровский

§ 192

Бригада электромонтеров пришла в недействующий собор провести электропроводку. Бригадир провел полосу на стене, где должны были проложить кабель. Эта линия проходила по иконе Спасителя, касаясь Его голеней. Одному рабочему поручили пробить в этом месте стену, но он, имея страх Божий, отказался. Отказался и второй, и третий, а четвертый, горделивого духа, дерзнул: смеясь над остальными, взял зубило, молоток и стал пробивать стену, а когда дошел до ног Спасителя, посмотрел на Его лик с усмешкой: “Ничего, сейчас отходишься!” Пробил ноги, закончил работу и снова посмеялся над товарищами: “А вы боялись! Если бы Бог был, Он бы меня наказал”. На другой день, пробудившись утром от сна, этот смельчак хотел было встать, но почувствовал резкую боль в ногах. Он сразу вспомнил вчерашний вечер и дерзкий свой поступок и сказал сам себе: “Отходился!” Болезнь прогрессировала; несмотря на все старания врачей, ноги стали гнить, развилась гангрена. Неоднократно делали операции, но гордый дух его все не смирялся – до тех пор, пока он не понял, что приближается конец. Пришло смирение, пришло и покаянное чувство. Позвали священника, больной покаялся, причастился, и душа его, по милости Божией, отошла с миром в вечность.

§ 193

«Со мной произошел случай исцеления от освященного масла на раке святого праведного Феодора Томского, – пишет священник Кемеровской епархии Евгений Шумов. – В этом году (10 декабря 1998 года) я страдал сильными болями в пояснице. Не зная, как облегчить боль, решил молитвенно обратиться к святому праведному Феодору Томскому и помазался освященным маслом. Ощущая страшную боль, лег спать, наутро я встал и больше не чувствую боли по сей день. Благодарю Господа за все и святых, которым дарована благодать исцелять людей. Праведный отче наш, Феодоре Томский, моли Бога о нас».

«В конце декабря 2001 года врачи обнаружили у меня заболевание и послали на УЗИ, – говорится в другой записи жительницы Томска Марии Гавриловны Масленниковой. – Диагноз подтвердился, и врач назначил операцию (удаление полипов). Весь дооперационный период я усиленно молилась у мощей святого праведного Феодора Томского. Я просила святого старца о помощи, взывала ко Господу о помиловании, заказывала молебны и посещала акафисты, которые читали у раки святого праведного Феодора, прикладывалась к его мощам. Понимая, что молитва моя слабая, за помощью обращалась и к священникам нашей церкви. Утром 22 января 2002 года я пошла к врачу на операцию, и, к великой моей радости, врачи не обнаружили у меня заболевания. Слава Богу за все!»

«Я, раба Божия Надежда, длительное время страдала от сильных болей в левой руке, которые начались летом 2001 года, – свидетельствует еще одна запись. – Осенью 2001 года я побывала в Спасо-Преображенском монастыре п. Могочино, где получила совет обратиться к молитвенному предстательству святого праведного Феодора. До этого времени я не имела особого расположения к старцу Феодору. Однако 1 февраля 2002 года пришла в Богородице-Алексеевский монастырь на всенощное бдение – празднование дня памяти святого праведного Феодора. Приложившись к его мощам и помазавшись елеем, я возвратилась домой. Боль в руке стала такой сильной, что к ней невозможно было прикоснуться. В таком состоянии я уснула. Проснувшись утром, я не ощутила никаких признаков столь долго мучившей меня болезни. Уверена, что это произошло по молитвам старца Феодора».

Особенно радостно становится на душе, когда читаешь случаи исцеления детей от тяжелых, порой неизлечимых болезней. «Мой ребенок родился здоровым, но примерно через две недели на теменной области головы появилась опухоль, – пишет жительница Томска Лилия Анатольевна Коробейникова. – В десятимесячном возрасте мы поехали в больницу, где у ребенка взяли пункцию из этой опухоли и поставили диагноз: мозговая грыжа. Операцию не сделали, потому что у ребенка поднялась температура, и нас выписали из больницы. Как-то раз в руки мне попалась книга «Житие святого праведного старца Феодора Томского», там описывались случаи исцеления от разных недугов. И вот в 2004 год, в Петров пост ребенок прикладывался к мощам святого угодника Божия Феодора Томского. После этого мы прошли обследование головного мозга. Снимки показали, что патологии нет. По молитвам праведного святого ребенок получил исцеление и обошлось без операции. Слава Богу!»

Таких свидетельств помощи Божией через святого угодника старца Феодора очень много. Многие люди стараются записать чудесные случаи своего исцеления, поделиться этим чудом с другими, но есть и такие, которые сохраняют эту радость в своем сердце, молитвенно благодаря Бога за все. Поэтому всех случаев молитвенной помощи святого старца учесть нельзя. Но всем нам важно помнить то служение, благодаря которому старец Феодор стал угоден Богу. Подвиг, который нес праведный старец в сибирский период его жизни, известен под названием странничества – всемерного удаления от мира и того, что в мире. Дай Бог и нам каждому по своим силам пройти по тому пути преображения человека, великий пример которого показал наш сибирский старец – святой праведный Ф.

§ 194

В армии солдат пришел с поста в казарму и перед сном стал между коек помолиться. Сержант, видя это, взял свой ботинок и запустил ему в спину, а сам накрылся одеялом. Солдат не обратил на это внимания и продолжал молиться, а кончив, взял ботинки сержанта и до блеска начистил их. Утром сержант спросил у дежурного, кто взял и начистил его ботинки, и тот ответил: “Ваш солдат”. Вот пример христианского смирения: за зло человек отплатил добром – и приобрел душу, ибо сержант с того времени стал его другом, а вскоре познал Бога и стал последователем Христа.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.