Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

О Литургии Преждеосвященных Даров. Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Пантелеимоновском храме

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Мар 20,2024

Многие согласятся  с  тем, что  одна  из  самых  красивых служб  Великого поста – Литургия Преждеосвященных Даров. Но так как она совершается только во время Великого поста, то  очень  мало  людей  с  ней  знакомы  основательно

В  Великом посту по  воскресным дням совершается Божественная Литургия  св. Василия Великого (а  также в  четверг и  субботу Страстной Седмицы). По субботним дням, а  также  в праздники  Благовещения  Пресвятой  Богородицы  и  Входа  Господня  во  Иерусалим совершается литургия  св. Иоанна  Златоуста.  Эти литургии в  церковном обиходе называют полными, поскольку на них совершается возглашение Евхаристической молитвы,  во время которого Святой Дух освящает и претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

В остальные дни  поста  Божественная литургия не совершается. Евхаристия – это всегда радость  и  торжество,  а  Четыредесятница – время  сокрушения  и  покаяния.  Поэтому Божественная литургия совершается только в те дни, которые отмечены особым, праздничным характером.

Великий  Пост  требует  значительного  и  постоянного  напряжения  духовных  сил,  а причащение  святых Христовых  Тайн  является  наиболее  действенным  средством  для  их укрепления.  Поэтому  в  течение  Четыредесятницы  по  средам  и  пятницам,  а  также  в праздник 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, четверг 5 седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а  также  в  дни  храмовых  праздников  совершается  особое  богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров, – за которым происходит причащение Св. Тела и Крови Христовых,  заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре (реже на жертвеннике) храма.

Разберем некоторые интересные особенности этой службы.

Составление  этого  богослужения  приписывается  святителю  Григорию  Двоеслову,  Папе Римскому. Его имя упоминается в завершении этого богослужения. В конце благодарственных молитв по Святом Причащении читается тропарь ему.  Споры  о  том, он  или  не  он  составитель  этой  службы,  среди  ученых  не  утихают  уже  много  лет,  но  доподлинно известно, что в Риме, где святитель Григорий Двоеслов служил епископом, примерно в его время тоже была установлена служба с причащением Преждеосвященными дарами. Она совершалась (и совершается сегодня католиками) только  раз  в  год – в  Великую  Пятницу.

Каждый, кто бывал на этой службе замечал, что в ней содержится множество песнопений из чина  вечерни.  Это  не  случайно  и  связано  с  тем,  что  в  древности  Литургию Преждеосвященных Даров служили вечером и присоединяли ее к вечерне, чтобы после длинных великопостных служб днем, не вкушая пищу гораздо больше обычного (с полуночи до вечера), причаститься Святых Христовых Тайн. Сейчас в подавляющем большинстве храмов эту Литургию совершают утром, зная, что современному человеку сложно выдержать такую подготовку.

Также многие обращали внимание на то, что во время этой службы читают отрывки из Книг Бытия  и  Притч.  Это  связано  с  тем,  что  в  Византии  пост  был  временем  обучения оглашенных, т. е. тех, кто желал креститься (а крестили всех в основном в  Великую Субботу). Учитывая, что книги были очень дороги и позволить иметь их у себя дома могли только  единицы, Ветхий  Завет  стали  читать  во  время  богослужения,  чтобы  научить оглашенных  и  напомнить  всем  остальным основы  нашей  веры.  Ведь в  Книге  Бытия раскрывается христианское понимание устройства нашего мира, а Книга Притч содержит основы нравственной жизни.

С подготовкой к крещению оглашенных связан и возглас «Свет Христов просвещает всех», который произносит священник держа свечу между чтением ветхозаветных отрывков. Святые отцы  древности  часто понимали крещение  как  просвещение.  Даже  сейчас  наше Таинство  Крещения  содержит  такие  слова: «Оправдался  еси.  Просветился  еси.  Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Возгласом «Свет Христов…» и образом видимого света – свечой,  оглашенным, которые должны через несколько минут покинуть богослужение, напоминалось, что вскоре они будут просвещены Светом истинным – Христом, а присутствующим верным – то, что они должны помнить, что были просвещены Богом.

Если кто-то бывает на Литургии Преждеосвященных Даров постоянно, то может заметить, что ровно с началом второй половины Четыредесятницы (а это среда четвертой седмицы поста) в богослужебный чин добавляется еще одна ектения.  Она  называется  ектения «готовящихся к просвещению» и содержит прошения  о  том,  чтобы  Бог  древнем Константинополе  составляли окончательные списки намеревающихся креститься в этом году и начиналась усиленная подготовка. Эта ектения читается до Страстной среды – до самой последней Литургии Преждеосвященных Даров  в текущем году.укрепил и направил  тех, кто будет креститься. Это связано с тем, что именно к этому времени в

Нельзя  не  вспомнить  о,  наверное,  самом  трогательном   и  запоминающемся  песнопении Великопостной литургии – песнопении «Да исправится молитва моя…».

Этот отрывок из 140-го псалма, который поется певцами у амвона.  Во время  пения верующие преклоняют колена.
Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина: “Господи  и  Владыко  живота моего.. “ с  3 земными поклонами.

На каждой полной Литургии мы  слышим Херувимскую  песнь  «Иже Херувимы… »,  на Литургии Преждеосвященных Даров тоже есть Херувимская песнь, но другая – «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат..». Это одно из самых древних песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, впервые его полный текст мы встречаем в Константинопольской «Пасхальной Хронике»  под  615 или 616 годом.

После «Ныне силы…»  и  Великого входа  Святые Дары переносятся с  жертвенника по солее и вносятся царскими вратами вновь в алтарь и поставляются на престол. Во время выноса св. Даров из алтаря верующие преклоняют колени. После окончания Входа вновь читается молитва св. Ефрема с поклонами. После этого  у  нас принято закрывать завесу только наполовину, символизируя, что Литургия неполная. Но нужно знать, что это типично славянская традиция, в греческой практике закрывают всю завесу полностью.

После возгласа  «Преждеосвященная Святая Святым» частица  Св. Агнца, который был напоен св. Кровью после  освящения на предшествовавшей  полной  воскресной литургии,  влагается   в чашу с вином. Таким образом, вино в чаше смешивается с Кровью Христовой.

Существуют две различные точки зрения относительно того, следует ли после этого вино в чаше считать в полном смысле Кровью Христовой или только освященным виномВ Греческой Церкви  вино в  чаше после смешения почитается Кровью Христовой, поскольку считается что  оно освящается  смешением.  Однако в  Русской  церковной  традиции  преобладает  другой взгляд.  Поскольку  над  вином  не  читалась  освятительная  молитва,  оно  не  является  Кровью Христовой.  Поэтому в  Русской Церкви  не принято за литургией  Преждеосвященных даров причащать  младенцев, которых  причащают   за  полной  литургией  только  Кровью Христовой.

Примечательной особенностью этой службы является и то, что последняя молитва богослужения – заамвонная, тоже не такая, как на обычной Литургии. В частности, в ней есть такие строки: «Подаждь  и  нам,  Блаже,  подвигом  добрым  подвизатися,  течение  поста совершити, веру  нераздельну  соблюсти,  главы  невидимых  змиев  сокрушити, победителем  же  греха  явитися  и  неосужденно  достигнути  поклонитися  и Святому Воскресению…»  Пасха – вот та цель, к которой мы должны явиться уже как победители греха.
Мы всего лишь немножко коснулись Литургии Преждеосвященных Даров, но уже увидели, сколько смысла она несет. Взгляд на историю богослужения всегда помогает понять его глубже и тем самым более деятельно и осознанно в нём участвовать.

20 марта, в среду Великого поста, в Свято-Пантелеимоновском храме в завершении постовой службы была отслужена первая Литургия Преждеосвященных Даров.

Службу возглавил протоиерей Алексий Боровиков в сослужении клириков храма.

По окончании состоялось причастие прихожан, а после небольшого перерыва началось Великое повечерие с чтением третьей части Покаянного Великого канона святого Андрея Критского.

 

 


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.