Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

Прп. Мария Египетская. Неделя 5-я Великого поста

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Апр 20,2024

Память преподобной Марии Египетской совершается в четверг 5-й недели Великого Поста.

Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений.

Святая   Мария  Египетская  была  всем  известной грешницей,  предметом искушения и соблазна для всех. Как  она стала грешницей — мы не знаем: было ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как  она  стала  блудницей,  мы  никогда  не  узнаем.  Но  одно  мы  знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была, вероятно, в ней самой. Она почувствовала, что личность Матери Божией слишком свята, чтобы она посмела войти в Её присутствие, стоять внутри храма. И этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. Она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не  было,  только  песок,  и  голод,  и  отчаянное одиночество. Год  за  годом, в посте,  в  молитве,  среди  жгучей  жары  она  сражалась  со  всем  злом, накопившимся  в  ее  душе.
Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила!   (Из проповедей митр. Антония Сурожского в Неделю о Прп. Марии Египетской)

Вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости.   (Прп. Серафим Саровский)

Благодать Божия всегда рядом;  но мы  не  всегда отзываемся, как отозвалась Мария. Она  была  готова  на  все,  ради  того  чтобы  переменить  жизнь.
Наша жизнь подобна ее жизни.  Как часто мы порой хотим поклониться Живому Богу – и как часто  мы этого не можем сделать!
Как часто мы хотели бы молиться – но молитвы нет;  мы  хотели  бы  любить – но сердце каменно;  хотели бы собрать  наши мысли – а  мысли  разбегаются, расплываются;  хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли – она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску – а крепости в ней нет… Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом.  Мгновениями мы тоскуем, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото…

Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением… Нам тоже надо научиться к Нему так пробиваться, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов… Но когда с нами это случается, мы уходим утешенные и не  думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем  добиться  сами.
А вот Мария Египетская это поняла! Она поняла, что, получив то, что ей было показано, уже нельзя жить, как она жила, можно жить, только превратив всю жизнь в благодарение Богу. И Мария Египетская от всего ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, и жизнь ее была прекрасна….

«… Сегодня мы видим пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам словами великого канона Андрея Критского: «Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не  отчайся, хотя ты и прокаженная…»
(Из слова митрополита Антония Сурожского в Неделю 5-ю Великого поста)

Мариино стояние – так  называется  утреня  четверга  пятой  седмицы Великого поста (служится, обычно, накануне в среду вечером).

Это богослужение получило такое название  по причине чтения  за  этой службой жития  преподобной  Марии  Египетской,  которое разделяется пением  Великого канона Андрея Критского.

Канон Андрея Критского считается Церковью чрезвычайно важным именно в качестве Покаянного, а житие преподобной Марии также почитается Церковью  как образец  истинного покаяния. Поэтому  сочетание  чтения  канона  Андрея  Критского  с  чтением  жития преподобной  Марии  Египетской  является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Душе моя, душе моя,
востани, что спиши?
Конец приближается,
и имаши смутитися;
воспряни убо,
да пощадит тя Христос Бог,
везде сый и вся исполняяй.
Святой Андрей Критский. Великий покаянный канон, Кондак 6-го гласа

(по материалам сайта pravmir.ru)


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.