Женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги города Луганска

Страстная седмица. Великий Понедельник

Видео Фото Контакты
Опубликовано:Апр 17,2022

Мы вступаем в  период  Страстной седмицы, каждый день которой, по Церковному Уставу, принято называть Великим: Великий  Понедельник,  Великий  Вторник,  Великая  Среда, Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота.

Каж­дый день этой неде­ли по-сво­е­му ва­жен. Величие этих дней в том, что каждый христианин по-особому переживает и пытается вникнуть в каждое слово, в каждый поступок, каждый сюжет Евангелия.

В этот день за богослужением Святая Церковь ,сближая события Ветхого и Нового Завета, показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником  за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его,  владычествует  над  всем  миром,  человеколюбиво  искупляет   нас  дарованием  таинственной  пшеницы  и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

Великий  Понедельник,  согласно  евангельскому повествованию, связан с важными событиями этого дня — это про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ни­цы, прит­чи о двух сы­но­вьях и о злых ви­но­гра­да­рях.

Господь вместе с учениками идет в Иерусалим и по дороге видит смоковницу (ин­жир­но­е де­ре­во) со многими прекрасными листьями. Он имеет надежду напитать Себя и Своих учеников. Однако подойдя к смоковнице, Иисус увидел, что она бесплодна (Еван­ге­лист Марк объ­яс­ня­ет это тем, что еще не вре­мя бы­ло со­би­ра­ния смокв (Мк.11:13), и  произнес проклятие. И смо­ков­ни­ца тот­час за­сох­ла (Мф.21:19-22).

Неко­то­рые чи­та­те­ли мо­гут уди­вить­ся ка­жу­щей­ся неспра­вед­ли­во­сти Гос­по­да: как это так Он на­ка­зал ни в чём не по­вин­ное де­ре­во, хо­тя оно по всем за­ко­нам при­ро­ды про­сто не мог­ло то­гда при­не­сти пло­дов. Это недо­уме­ние, по край­ней ме­ре, стран­но: речь ведь идет все­го лишь о ди­ко­рас­ту­щем де­ре­ве, а при­ме­нять в от­но­ше­нии без­душ­ных пред­ме­тов ка­те­го­рии спра­вед­ли­во­сти аб­сурд­но. Про­кля­тие смо­ков­ни­цы не бо­лее, чем сим­вол, ко­то­рым Хри­стос хо­тел ска­зать лю­дям нечто су­ще­ствен­но важ­ное.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­ня­ет по­сту­пок Спа­си­те­ля: «Хри­стос все­гда бла­го­де­тель­ство­вал и ни­ко­го не на­ка­зы­вал, меж­ду тем над­ле­жа­ло Ему по­ка­зать и опыт Сво­е­го пра­во­су­дия, чтобы и уче­ни­ки, и иудеи узна­ли, что Он хо­тя и мог ис­су­шить, по­доб­но смо­ков­ни­це, сво­их рас­пи­на­те­лей, од­на­ко же доб­ро­воль­но пре­да­ет Се­бя на рас­пя­тие, и не ис­су­ша­ет их. Он не за­хо­тел по­ка­зать это­го над людь­ми, но явил опыт Сво­е­го пра­во­су­дия над рас­те­ни­ем».

Ещё рань­ше апо­сто­лы хо­те­ли по­про­сить сво­е­го Учи­те­ля дать им власть низ­ве­сти огонь на са­ма­рян­ское се­ле­ние, в ко­то­ром их не при­ня­ли. Гос­подь за­пре­тил им это, ска­зав: «Не зна­е­те, ка­ко­го вы ду­ха; ибо Сын Че­ло­ве­че­ский при­шёл не гу­бить ду­ши че­ло­ве­че­ские, а спа­сать» (Ин.19:55-56). Сын Бо­жий, Су­дия все­лен­ной, един­ствен­ный раз про­явил Се­бя в этом ка­че­стве, да и то в от­но­ше­нии не че­ло­ве­ка, а без­душ­но­го де­ре­ва, ко­то­рое, к то­му же, по пре­да­нию, уже бы­ло под­то­че­но чер­вя­ми.

Современные книжники и лицемеры, надевшие на себя облик благочестия, как листья смоковницы, внутри оказываются пустыми, не имеющими основного плода, любви Христовой. Это чу­до так­же име­ет важ­ное нрав­ствен­ное зна­че­ние и для каж­до­го че­ло­ве­ка. В каж­дый миг че­ло­век дол­жен быть го­тов к встре­че с Бо­гом, чтобы не ока­зать­ся то­гда ду­хов­но пу­стым и бес­плод­ным.

А на удивление учеников «как это тотчас засохла смоковница?» Господь указывает им на силу веры – «если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей…и всё, чего не попросите в молитве с верою, получите».

Со­вер­шив чу­до со смо­ков­ни­цей, Спа­си­тель при­шел в Иеру­са­лим­ский храм и стал учить. Тут же к Нему по­до­шли пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны на­ро­да и стали требовать от Него ответа какою властью Он всё делает и кто дал Ему такую власть. Видя их лукавство и лицемерие, Хри­стос рассказывает им прит­чу о двух сыновьях (Мф.21:28-32), в которой обличил первосвященников и фарисеев в их мнимой праведности и отсутствии раскаяния.

Далее Господь рассказывает  притчу о злых виноградарях (Мф.21:33-44).

Хозяин оставил свой виноградник слугам, как Бог даровал землю еврейскому народу. Пришло время, хозяин решил получить урожай, но возомнившие себя хозяевами рабы убили не только посланников, но и сына владельца виноградника.

Как некогда еврейский народ, а  теперь и множество других, ещё недавно считавших себя христианскими, народов, как те  виноградари, не боятся Бога, некоторые начинают возвращаться к  язычеству и пытаются построить (устроить) свою жизнь без Бога. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. Каждый человек может найти в себе ростки тех виноградарей.


admin

Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.