admin
Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.
Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом. Попытаемся разобраться в сокровенном смысле и глубине событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.
В Великий Вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение.
События Великого Вторника начинаются с рассказа Спасителем притчи о званых на брачный пир («много званых, а мало избранных», Мф.22:2-14). Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч.
Возвращаясь к притче о званых на брачный пир можно предположить, что судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям. Гости же либо просто проигнорировали приглашение, либо вообще убили посланников, возможно, отобрав при этом подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир.
И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля, а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения и по своей гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять.
Изгнание торгующих из Храма и притча о злых виноградарях разозлили представителей иудейской религиозно-политической элиты, фарисеев и саддукеев. Чтобы подорвать авторитет Христа, они подошли к Нему с хитрыми, как им казалось, вопросами-ловушками. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союзом с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице…» (Мф.22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: «Он не от Бога…» (Ин.9:16), «Он обманывает народы…» (Ин.7:12); и даже: «Ты самарянин, и бес в Тебе…» (Ин.8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.
Первый вопрос звучал так: позволительно ли давать подать кесарю, то есть римскому императору? Если бы Христос ответил положительно, то это дало бы фарисеям повод подорвать Его авторитет в глазах народа. Во времена Христа в еврейском народе Мессия представлялся как идеальный земной царь, который добьется для евреев независимости и процветания. Человек, одобривший выплату дани римскому императору, терял в глазах народа мессианское достоинство.
Если бы Христос ответил отрицательно, Его можно было бы обвинить перед римскими властями в сепаратизме. Ответ Господа поразил вопрошающих и заставил их замолчать. Иисус Христос разделил религию и политику, служение государству и служение Богу, призвав отдавать «кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мф.22:21).
Следующий вопрос Христу задали саддукеи. Они отрицали воскресение мертвых и поэтому смоделировали абсурдную семейную ситуацию. В еврейской семейной практике действовал закон левирата: в случае смерти мужа вдова, если брак был бездетен, обязана была выйти замуж за ближайшего родственника своего мужа, чаще всего брата. Рожденный от этого брака первенец считался ребенком умершего первого мужа.
Саддукеи изложили ситуацию, когда у женщины по закону левирата было семь мужей, и спросила Христа, чьей женой она будет после воскресения? Подобная ситуация в принципе была невозможна, поскольку суеверные евреи не стали бы жениться на женщине, у которой уже умерло двое мужей.
Христос указал саддукеям, что после воскресения из мертвых старые формы взаимоотношений между людьми отомрут. Жизнь людей будет подобна жизни ангелов, которые не знают семейных уз.
Третьим вопрос Христу адресовал законник. Законниками в Иудее назывались люди, которые специализировались на изучении и толковании Закона Моисеева. Он спросил Христа о наибольшей заповеди в Законе. Возможно, этим вопросом законник пытался втянуть Иисуса в богословский спор. Однако Господь указал на двуединую заповедь о любви к Богу и ближнему, из которой проистекают все остальные заповеди Моисея и наставления пророков.
После этого Христос обратился к начальникам еврейского народа с обличительной речью. Он указывал на то, что, соблюдая внешнюю, во многом показную религиозность, вожди иудейского народа предали забвению фундаментальные основы религиозной жизни — искреннюю веру и милосердие к ближнему.
У евангелистов Марка и Луки повествуется про бедную вдову, положившую в сокровищницу храма две лепты(Мк.12:41-44; Лк.21:1-4), наглядного примера твердой веры и упования на Бога.
Ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении, а бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась вообще без денег.
Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.
Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна, однако на деле мы по-прежнему видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.
Спаситель закончил свою речь удивительно трогательными и одновременно грозными словами, обращенными ко всем жителям Иерусалима, а в их лице — и ко всем иудеям: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.
Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: «видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф.24:2).
Иисус знает, что Иерусалим отвергнет своего Мессию и за это подвергнется разорению и опустошению. Пророчество Христа исполнится в 70-м году по Р. Х., когда при подавлении иудейского восстания римлянами город будет полностью разрушен.
Вечером Христос с учениками сидели на склоне Елеонской горы. Апостолы спросили Христа о признаках Его второго пришествия и кончины мира. Они были убеждены, что конец мира настанет после разрушения Иерусалима. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, «потому что не знаете, в который час Господь ваш придет…» (Мф.24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.
Свою мысль Христос объясняет притчами: о рабах, неверном и благоразумном, о десяти девах, о талантах, об овцах и козлищах.
Все притчи объединены общей темой: призывом к людям жить добродетельной жизнью, чтобы они в любой момент были готовы дать ответ Богу о прожитой жизни, как верный и благоразумный раб, которого не застало врасплох неожиданное возвращение его господина.
Господин покидает свой дом, повествуется в первой притче, и поручает управление двум слугам. Один, думая, что хозяин вернется нескоро, начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами (Мф.24:49); другой исправно делает свое дело. Неожиданно возвращается Господин и благоразумного раба делает управляющим имением, а с неверным поступает сурово – «подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:51).
Притча о 10 девах снова затрагивает тему брачного пира. В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.
Десять подруг невесты ждут жениха, пятеро засыпают, и у них заканчивается масло в светильниках. В это время должен прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девы с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и «неразумные девы» уже не могут туда попасть.
Так и любой человек должен всегда бодрствовать, чтобы не гас свет его веры, чтобы он мог достойно встретить грядущего Спасителя. При всей видимой суете, при том, что очень многие люди сейчас в физическом смысле недосыпают, духовная спячка едва ли не самая отличительная черта нашего времени. Архимандрит Кирилл (Павлов) замечательно сказал об этом: «В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни». Богословы толкуют притчу однозначно: масло – это добродетели, причем в первую очередь – милосердие.
Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку.
Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье. Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу.
Притча о талантах повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (древняя мера веса) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одаривает первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.
В притче об овцах и козлищах Господь даёт христианам высочайший мотив для совершения добрых дел — угождение Самому Богу. Тот, кто творит добро, тем самым помогает не только ближнему, но и делает угодное Богу. Для служения Господу и ближнему каждый человек получает от Творца какой-нибудь дар — талант, и задача человека — раскрыть его и использовать для служения в этом мире.
Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.