admin
Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.
Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Малороссии. Самым, пожалуй, выдающимся учёным монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия ( 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.
Родился Данила Савич Туптало (будущий святитель Димитрий) в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника. В 17 лет принял монашеский постриг, монахинями стали и его три родные сестры.
Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. Академия считалась одной из лучших духовных школ и выпускники академии очень славились своим высочайшим по тем временам образованием.
В 30 лет святитель становится игуменом Максаковского Преображенского монастыря. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре, а в 33 года святитель, оставив игуменские обязанности, назначается проповедником в Киево-Печерскую лавру. В то время в лавре, был собран цвет православия, было старчество и в столь молодом возрасте стать проповедником в таком месте, это было огромное доверие и признание со стороны церковных властей. В то время лавра находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата и там будущий святитель получает послушание собрать во едино и издать книги жития святых. Это колоссальный труд святителя, за который он и был особо отмечен в Церковной истории . В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.
Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман»Иван Мазепа, взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царём Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-малороса.
18 июня 1700 года царь Пётр I шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру. 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию.
Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей, позднее для большей пользы разделил её на три училища. Причём содержал эти семинарские училища свят.Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.
Здесь же святитель завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Русь как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).
За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом.
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его.
В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к свят. Димитрию.
Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Императрица Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.
В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная Крепость Святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в город Ростов-на-Дону.
В 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы — кафедральным собором Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен памятник Димитрию Ростовскому.
Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».
Нет описания. Пожалуйста, обновите свой профиль.